Форум » Концерты » Michel Sardou Olympia 2011 и Bercy 2012 » Ответить

Michel Sardou Olympia 2011 и Bercy 2012

Berliaev: Впервые я познакомился с творчеством Мишеля Сарду в конце 90-х и, как ни странно, именно благодаря той, кому посвящён наш форум. Я довольно долго искал запись Далиды “Tico-tico” и, в конце концов, нашёл её на аудиокассете “Best of France”, где наряду с этой песней была, в том числе, запись Мишеля Сарду “La maladie d’amour”. Не могу сказать, что она мне сразу понравилась, но я её для себя отметил. Позднее были уже другие сборники, но по настоящему я заинтересовался Сарду только в 2004 году, когда увидел запись “La java de Broadway” на видеокассете “Les grands duos” (которая опять-таки была приобретена из-за Далиды – там были дуэты “Hello Dali” и “La vie en rose”). После этого были несколько альбомов, скачанных из Интернета, затем DVD, интегральный сборник CD… В общем, уже к 2006 году я понял, что было бы неплохо не только увидеть Мишеля Сарду с экрана телевизора, но и побывать на его концерте. Однако в силу ряда причин съездить на его концерты в парижском «Зените» в 2007 году мне не удалось, и я с нетерпением ждал новых концертов. И вот в начале 2010 года было объявлено о серии концертов в Олимпии в январе 2011 года, начиная с 13 января (изначально предполагалось, что концертов будет 13, однако позднее были назначены ещё 6 дополнительных концертов в Олимпии, а потом и ещё 5 во Дворце спорта). Продажа билетов началась 30 марта, но уже к вечеру этого дня, когда мне удалось добраться к компьютеру, на 13 января в партере остались только два свободных места сбоку слева в 15 ряду, причём пока я думал, забрали и эти два места, в результате были взяты два билета на 14 января, тоже сбоку слева, но уже в 13 ряду. 11 января я уже собирал вещи, и перед отъездом на столь долгожданный концерт решил на всякий случай зайти на официальный сайт Мишеля Сарду – нет ли каких-нибудь изменений. Нет, всё в порядке, в новостях по-прежнему 19 концертов в Олимпии с 13 января по 6 февраля, и зачем-то приведены ссылки на сайт myticket.fr с предложением купить билеты, в том числе и на 13 января. Захожу по ссылке. Билеты 3 категории проданы (последние ряды партера и балкона), 2 категории проданы (средние ряды балкона и партера), 1 категория – есть места в партере. Вбиваю два билета на 13 января и не верю своим глазам: партер, 7 ряд, середина! Минуту я пребывал в ступоре, потом ещё минуту я судорожно изучал условия получения билетов (так как до концерта осталось всего два дня, и получить их в Париже можно было только в магазинах Virgin), после чего нажал на «подтвердить заказ». Всё, заказ подтверждён, билеты можно получать! Посмотрев затем другие даты, я обнаружил, что и на другие концерты, куда все билеты были «проданы», оказалось несколько свободных мест – также в 7 ряду. До сих пор не знаю – то ли от этих билетов отказались (а это возможно по страховке), то ли их изначально отложили про запас. Итак, я в Париже, 13 января, около половины восьмого вечера на бульваре Капуцинок. Толпа у входа в Олимпию была традиционно большая, также традиционно стоял перекупщики, предлагая билеты. Причём, видимо, втридорога, потому что рядом стоял человек с табличкой «ищу билет». В киоске рядом с входом торговали фанатской атрибутикой (футболки, кружки, ручки…), а также программами концерта, открытками и новым альбомом Мишеля Сарду “Etre une femme 2010”. Гардероб в Олимпии платный (2 евро за одно место), в буфете особого разнообразия не наблюдалось, хотя цены были относительно приемлемыми. Перед входом в зал очередь. Если на балконе бумажки с номерами мест хотя бы где-то сохранились (см. мою заметку о концерте Сильви Вартан), то в партере кресла не пронумерованы в принципе – только номера рядов. Как найти свои места? Встать в указанную очередь и дождаться, пока девушка из числа билетёров-контролёров не проводит вас. Формально – бесплатно, но подразумеваются чаевые в 1-2 евро. Мы с мамой в очереди стоять не стали, так как я уже выучил план зала. Напомню, что нумерация мест в Олимпии принципиально отличается от российской системы: 1 и 2 место – это середина, а 35 и 36 – соответственно крайнее левое и правое место в ряду (количество мест в разных рядах отличается). Я уже был в курсе того, что зал ничего особенного из себя не представляет – чёрные стены, простой белёный потолок. Однако моя мама – нет, и она назвала зал «ужасным», сказав, что даже ДК им. Горького в Петербурге лучше. Но, в конце концов, главное не зал, а кто в нём выступает… Ровно в 20 часов, как по команде, в зале начались аплодисменты и крики «Мишель! Мишель!». И Мишель не заставил публику долго ждать. В 20.10 погас свет, знаменитый красный занавес открылся, заиграл оркестр, партер осветился ярко голубым светом. Вдруг зазвучал голос Сарду, и луч прожектора выхватил его из темноты. Первой песней была “Putain de temps” (Проклятое время). Что же… Время действительно не делает нас здоровее и моложе. Седые волосы, даже под гримом видны многочисленные морщины. Очевидно, именно по этой причине на обложке нового альбома размещена не фотография Сарду, а рисунок с изображением некой женщины (сам Мишель в одной из телевизионных передач пошутил, что поклонникам, очевидно, уже надоело смотреть на его рожу, так что пусть смотрят на красивую женщину). Но внешний вид по-прежнему элегантен – белая рубашка, чёрный костюм, развязанный в виде шарфика галстук-бабочка, чёрные ботинки на небольшом каблуке. Да и те же волосы весьма аккуратно уложены. Мне его образ во многом напомнил Берси 1998. После окончания песни – традиционные бурные овации, и краткое приветствие. Мишель на сцене Олимпии в 319-й раз в сопровождении десяти музыкантов и шести хористок. Голос… Конечно, изменился по сравнению с 70-80 годами, но явно остался неименным, если сравнивать с 2000 годами. Кстати, на многих концертах я отмечал, что исполнители не «распелись» перед выступлением – тембр голоса отличался от их нормального и восстанавливался не ранее, чем ко второй-третьей песне. Здесь же с самого начала Мишель пел «своим» голосом – никакой хрипотцы или осиплости. Когда делался анонс концертов, было сказано, что Мишель Сарду хочет включить в программу, помимо традиционных хитов и песен с нового альбома, несколько произведений, которые редко исполнялись на сцене или не исполнялись вообще. Так оно и произошло. Уже второй песней стала изрядно подзабытая композиция “Mam'selle Louisiane” с альбома 1990 года “Marie-Jeanne”, с него же прозвучала песня “Le Blues Black Brothers”, после исполнения которой мой сосед прокричал: «Спасибо! Мы ждали этого 20 лет!». Большим сюрпризом стало включение в концертную программу песни 1981 года “Le mauvais homme” (Плохой человек) – она, хоть и исполнялась на концерте во Дворце Конгрессов в том же 1981 году, формально относилась к числу забытых. Тем не менее, публика встретила её продолжительными овациями. Из песен, которые редко исполнялись на концертах, можно также отнести “Les yeux d’un animal” 1983 года. Прозвучало несколько песен с альбомов 2004 и 2006 года – “Les yeux de mon père”, “Espèrer”, “Valentin Day”, “La dernière danse”, традиционные хиты – “Je vais t’aimer”, “L’accident”, “Les villes de solitude”, несколько песен с нового альбома – “Chacun sa verité”, “Voler”, “Soleil ou pas”, “Rebelle”, “Et puis après”... Дуэт “Voler” (Летать) изначально предполагалось сделать с одной из хористок Мишеля – Дельфин Эльбе, однако когда был сделан макет записи, оказалось, что это звучит очень даже неплохо, и в то же время явно достойно исполнительницы более высокого уровня. В итоге запись была отправлена для прослушивания Селин Дион, которая с удовольствием согласилась записать эту песню в дуэте с Мишелем Сарду. Именно эта версия и была включена в альбом “Etre une femme 2010”, но, понятное дело, Селин никак не могла участвовать в концерте, поэтому в Олимпии прозвучала первоначальная версия – в дуэте с Дельфин. И это действительно получилось очень и очень неплохо. Отдельного упоминания заслуживают также “Rebelle” – современный романс, а также “Soleil ou pas” – единственная, насколько я помню, песня, исполняемая Мишелем Сарду в стиле фламенко. В заключение концерта прозвучали такие хиты, как “Musulmanes”, “Les lacs du Connemara” (припев которой в последние годы почему-то всегда исполняется в быстром темпе), “Salut”, а напоследок новая версия песни “Etre une femme”. Второй концерт представлял собой если не точную, то очень близкую к первому концерту копию. Те же песни, тот же порядок песен, даже те же реплики (например, о песне “Le mauvais homme” было сказано, что она была написана, когда большинство его нынешних музыкантов ещё не появились на свет). Небольшое отличие было лишь в песне “Je vais t’aimer”, которая на втором концерте звучала без долгого гитарного вступления. Впрочем, как мне показалось, 14 января публика принимала Сарду ещё более горячо, чем накануне – последние песни звучали под несмолкаемые овации, при этом вся публика в партере и на балконе (а не только в проходах и в первых рядах, как в день премьеры) слушала их стоя. Было и ещё небольшое отличие. В прошлый раз я упоминал, что в зале Олимпии очень душно. Даже зрителям. Чего уж говорить об артистах, которые буквально обливаются потом во время выступления. Но премьера неизбежно вызывает сильное волнение у исполнителя, даже у такого опытного мастера, как Мишель Сарду. В результате ему 13 января пришлось не только неоднократно вытирать пот с лица, но и даже просить ударника протереть ему левое ухо – пот пробрался даже под беруши. Причём и это помогло ненадолго. Спустя некоторое время Мишель снова стал испытывать вполне объяснимый дискомфорт, и даже показал руками, что у него в ухе уже можно плавать. А вот на следующий день уже всё было более-менее нормально. Если говорить о публике – были люди всех возрастов, однако всё же превалировали люди среднего и старшего поколений. Помимо нас, были и другие иностранцы – я дважды слышал английскую речь, причём это были разные люди. Общий итог концерта: 26 песен, 1 час 45 минут без перерыва. Сложно объективно говорить о своих ощущениях, связанных с концертом. Это будут довольно сумбурные слова неописуемого восторга. Скажу лишь одно. Моя мама побывала на выступлениях многих зарубежных исполнителей, в их числе Хулио Иглесиас, Тото Кутуньо, Мирей Матьё, Сальваторе Адамо… Но она никогда не интересовалась, о чём они поют, да и каких-то особых обсуждений их спектакли не вызывали. И лишь после концертов Мишеля Сарду она довольно подробно их обсудила со мной и впервые попросила меня рассказать содержание песен, которые там звучали. Кто знает, может, однажды снова произойдёт чудо, и я окажусь в зале, где я смогу сказать… нет, не сказать - прокричать: «Браво, Мишель!» Для справки: Если верить сайту dalida.com, Мишель Сарду входил в число самых любимых исполнителей Далиды. Мишель Сарду был и остаётся одним из самых популярных исполнителей – цифры об этом говорят сами за себя. 19 концертов в одном зале в рамках одного турне при полном аншлаге (а в 1995 году концертов в Олимпии и вовсе было 113), более 44 млн. проданных дисков только в одной Франции (и второе, после Джонни Холлидея, место в рейтинге самых продаваемых исполнителей), бриллиантовый диск за альбом “Du plaisir” 2004 года, 44 золотых, 8 дважды золотых, 18 платиновых, 8 дважды платиновых дисков (в их числе и альбом 2010 года “Etre une femme”)… Полная программа концерта: 1. Putain de temps 2. Mam’selle Louisiane 3. Chacun sa verité 4. Voler (en duo avec Delphine Elbe) 5. Le cinéma d’Audiard 6. Et puis après 7. Le mauvais homme 8. Les yeux d’un animal 9. Chanteur de jazz 10. Rebelle 11. Au nom du père 12. Le blues black brothers 13. Un accident 14. Les yeux de mon père 15. Espèrer 16. 10 ans plutot 17. Soleil ou pas 18. Je vais t’aimer 19. Les villes de solitude 20. Rouge 21. La dernière danse + Présentation de musiciens 22. Valentin Day 23. Musulmanes 24. Les lacs du Connemara 25. Salut 26. Etre une femme 2010

Ответов - 20

Helene: Огромное спасибо за отзыв о концерте, Саша! Не поверишь, я ждала, что ты расскажешь, какие впечатления от этого события века и от самой поездки в Париж. Хорошо себе представляю эмоции публики, атмосферу концерта. Песни Мишеля производят очень сильное впечатление, даже если просто случать их с диска, а уж на концерте песни звучат особенно выразительно, а что уж говорить о его текстах! В книге "Поколение 80-х" его называют не иначе, как "Артист". Я очень рада, что у тебя все сложилось наилучшим образом с поездкой и с концертом.

virolena: Саша..спасибо большое за подробный, красочный рассказ...как я поняла вам удалось дважды сходить на его концерт Твои интересные рассказы..пробуждают интерес к новому познанию не знакомых исполнителей.. спасибо.. удивительно с местами без номеров..и некоторый заработок для "указателей мест".../по типу..дадим каждому зрителю по мягкому месту / Очень впечатляет оформление сцены светом...на фото..Очень мощные пучки софит,украшают сцену... Саша..тебе книги можно писать...хорошо передаёшь атмосферу..не упуская любые подробности..даже чёрные ботинки на небольшом каблуке Всё имеет значение для артиста...жаль..только что в ухе потоп образовался..это мешало конечно..Но, концерт первого дня всегда волнительный...Да..а гардероб в Фин-дии тоже 2е с человека..поэтому многие практикуют раздеваться в машине или автобусе,если группой едут..Я только не нашла ...а сколько ему лет?и каков его творческий путь?

impression: Спасибо большое, Саша, за подробный и увлекательный рассказ о концертах..... Фотографии очень красивые.... Теперь надо почитать и послушать, чтобы понять, о ком идет речь........


Ирина: Саша, спасибо большое за рассказ и фотографии! Очень интересно и познавательно, как всегда. В самом деле, легендарное событие! Читаешь и сразу вспоминаешь обо всех великих премьерах в "Олимпии", о победах Далиды... Я тоже обожаю песни Мишеля, сама мечтаю попасть на его концерт. А слушать начала тоже благодаря Дали - узнала, что он автор песни "Chanter les voix", а потом заинтересовалась его творчеством. Жаль, что не было таких шлягеров, как "Les vieux maries", "Je viens du Sud", "En chantant", но понятно, что все исполнить невозможно. С удовольствием поищу и послушаю новые песни. Если есть желание познакомиться с творчеством Мишеля Сарду, самые известные песни (5 дисков "Les 100 plus belles chansons") можно скачать на этом форуме, зарегистрировавшись: http://www.shanson-plus.ru/forums/index.php?showtopic=60821&lnk=349420&

Berliaev: virolena пишет: Я только не нашла ...а сколько ему лет?и каков его творческий путь? 26 января ему исполнится 64 года. Почитать о Мишеле Сарду традиционно можно в Википедии - click here, а также здесь - http://www.frmusique.ru/artists/sardou/sardou.htm (правда, биография только до 1998 года).

Inna: Berliaev cпасибо большое за отчет и фото! Очень люблю этого певца, у него необыкновенно красивый мужественный голос. Слушаю с болшин удовольствием. И с удовольствием прочла о концерте.

Yri: Спасибо за подробный рассказ о концерте. Я тут сразу же полез в Аmazon fr. и растерялся - столько всего, а что выбрать не знаю Что посоветуете? (Я про Сарду )

Berliaev: Yri, сложно сказать... Лично я, когда в первый раз (в 2006 году) задумался о приобретении дисков, я остановил свой выбор на интегральном сборнике из 17 CD (1965-1995), потому что в тот момент на него как раз была скидка 50% Сейчас интегральных сборников в продаже нет, поэтому я бы посоветовал либо Les 100 Plus Belles Chansons (ссылку на него давала выше Ирина), либо L'Essentiel Des Albums Studio (Coffret 13 CD). Что касается DVD - очень советую два сборника по 3 DVD - Sur Des Airs Populaires /Vol.1 и En Chantant /Vol.2.

Yri: Berliaev пишет: Что касается DVD Спасибо, я как раз DVD имел ввиду. Обязательно преобрету

Мадлен: Саша большое спасибо за такой подробный рассказ и за фотографии,прочла с большим удовольствием.Вижу в Олимпии мало что изменилось,такой же зал,такой же неизменный красный занавес и в зале очень часто бывает душно (что отмечали мои друзья,говоря что в зале очень жарко).Надеюсь не обижу если скажу честно,что я небольшая поклонница Мишеля Сарду,хотя у него достаточно приятный голос и я видела несколько видео с ним.Иногда могу послушать песни в его исполнении,но не более того.А вы когда-нибудь слышали его дуэт с Гару?

Berliaev: Мадлен пишет: А вы когда-нибудь слышали его дуэт с Гару? Если этот вопрос ко мне - разумеется. И не только слышал, но и неоднократно пересматривал видеозаписи "La riviere de notre enfance" - как клип, так и концертное выступление.

Мадлен: А существует и клип на эту песню? У меня есть только аудио запись этой песни,по-этому я её слышала много раз,но клип никогда не видела.Странно этот дуэт мне очень нравится.

virolena: Мадлен Я извиняюсь..а я нашла..это то,что хотели? Garou - La riviere de notre enfance [OFFICIAL MUSIC VIDEO] http://www.youtube.com/watch?v=9VU7ZTIsY3M а здесь концертный вариант..да..это то что искали... Garou & Michel Sardou - La riviere de notre enfance http://www.youtube.com/watch?v=ws2aVuOBivE

impression: надо же, я много раз слышала этот дуэт, но не знала, кто его исполняет.......очень красивый!!!! Мужественные и при этом романтичные голоса.......спасибо большое....теперь знаю и исполнителей..... Лена, спасибо тебе за ссылки, посмотрела концертное исполнение, потом клип, он произвел на меня особенное впечатление.

Мадлен: Virolena,impression спасибо вам большое за эти ссылки,очень понравился и сам клип,и концертная версия.Странно вот когда Мишель Сарду поёт с кем то дуэтом мне очень нравится. Очень нравится его дуэт с Джонни Холидеем,оба такие разные,но поют очень хорошо. click here

virolena: Мадлен Мощно

impression: дуэт с Гару, на мой взгляд, очень органичен........а вот с Холидеем мне не понравился совсем....мне кажется, что он просто "забивает" Мишеля Сарду...и голоса не сочетаются.........но это мое мнение....

Julie: Саша, огромное спасибо за такой подробный рассказ! Как будто я там побывала, честное слово!

Berliaev: 14 декабря 2012 года я в очередной раз посетил концерт Мишеля Сарду, на этот раз, в Берси. Новое концертное турне “Les Grands Moments” было приурочено к выходу нового одноимённого сборника Best of, куда помимо хитов 60-2000-х годов были включены 5 новых версий его самых известных песен – Le France, Vladimir Ilitch, La maladie d’amour, Afrique adieu и Je viens du Sud (последняя была записана вместе с квартетом Les Stentors); этот сборник к концу 2012 года стал платиновым. Обычно подобные концерты во Франции, не сопровождаемые выходом нового альбома, посвящаются какой-либо круглой дате, но в данном случае никаких особых дат не было, если не считать того, что в январе 2012 года Сарду исполнилось 65 лет. Как он сам объяснил смысл подобного турне – «подводить итог всё равно рано или поздно придётся, и лучше сделать это сейчас, чем потом, когда я уже буду дряхлым дедушкой». Тем не менее, учитывая огромную популярность Мишеля Сарду во Франции, новое концертное турне, которое проходит во Франции (а также Бельгии, Швейцарии, Канаде и Ливане), пользуется большой популярностью у публики, в результате чего во многих городах назначены дополнительные концерты. В частности, в Париже, помимо 3 концертов в Берси в декабре 2012 года, в рамках данного турне назначено 5 дополнительных выступлений в Олимпии в июне 2013 года. Дворец спорта Берси был открыт в 1984 году и на сегодняшний день этот спортивно-концертный комплекс является крупнейшей крытой концертной площадкой Парижа, вмещающей до 17000 зрителей, где Мишель Сарду с 1989 по 2012 год выступил в общей сложности 91 раз – абсолютный рекорд для этого зала. Сам по себе дворец спорта Берси ничего особенного собой не представляет – как снаружи, так и изнутри. Нумерация мест ещё более запутанная, чем в Олимпии. В партере нумерация мест начинается из середины зала и идёт по нарастающей слева направо вплоть до 20-25 мест, в зависимости от ряда, а затем переходит на левую половину зала, где нумерация продолжается (с 21-26 мест) и заканчивается в середине. То есть, первые и сороковые места расположены в середине партера. На трибунах придумано ещё лучше: там инвертирована нумерация рядов, в результате чего 1 ряд оказывается самым последним, а 20-е ряды – максимально приближенными к сцене. Впрочем, найти своё место мне не составило труда – на каждом кресле (во всяком случае, в партере) была приклеена бумажка, и помощь билетёрш была явно лишней. Я сидел не очень близко к сцене – в 11 ряду партера, но все основные детали разглядеть было можно. А в качестве запасного варианта были два огромных экрана по бокам от сцены. Концерт начался в 20.10, и первое отделение открыла группа “Les Stentors” песней Пьера Башле “Les corons”. Вокальный квартет “Les Stentors” (в буквальном переводе «зычные голоса») из двух теноров и двух баритонов появился в 2010 году как коллектив оперных певцов, и, несмотря на столь короткий срок существования, они уже стали весьма популярными во Франции: их дебютный альбом 2012 года “Voyage en France” уже успел стать дважды платиновым. Помимо “Les corons”, они также исполнили “Chatelet les Halles” Флорана Паньи, “A Voce Rivolta” и “Pardon Spezed”. Слушая их записи, я не могу сказать, что их исполнение мне не нравится, однако на сцене Берси они на меня особого впечатления не произвели. Может, потому что я пришёл всё-таки на концерт Сарду и воспринял их выступление как некую «нагрузку» к основной части спектакля, может, из-за чрезмерно громкого звука – техника явно была настроена на менее мощные голоса… Наконец, после антракта на сцене появился Мишель Сарду. Издалека мне не были заметны все детали, но внешне он практически не изменился за последние пару лет. Одет он был в традиционный чёрный костюм и белую рубашку, на этот раз без галстука. Первой песней стала “La maladie d’amour”, написанная в 1973 году. Конечно, популярные песни у Сарду были и до этого, но именно благодаря этому хиту он стал признанным исполнителем: одноимённый альбом занимал первое место по числу продаж в 1973 году в течение 21 недели. Более того, “La maladie d’amour” до сих пор остаётся одной из наиболее часто передаваемых песен на французских радиостанциях, занимая 25 место среди десятков тысяч песен (для сравнения: Bambino в исполнении Далиды – 18 место, а Salma ya salama - 1565 место). Голос Сарду за последние годы практически не изменился, хотя, как мне показалось, «вытягивать» ноты, особенно высокие, ему стало трудновато. После “Afrique adieu” и “Chanteur de jazz” Мишель Сарду признался, что у него «плохая репутация». Этот комментарий относился к следующей песне – “Vladimir Ilitch”, хотя, по большому счёту, именно эта песня не вызвала в своё время особо сильной общественной реакции, в отличие, допустим, от “Je suis pour”. Песня была написана в 1983 году, когда по французскому телевидению показывали документальный фильм, посвящённый 15-летней годовщине событий в Чехословакии. В дружеской компании Мишель Сарду, а также композитор Жан-Пьер Буртер и поэт Пьер Деланоэ обсуждали вторжение войск стран Варшавского договора в Чехословакию, и среди прочих кадров из этого документального фильма их особенно впечатлила надпись на стене одного из домов в Праге: «Ленин, проснись, Брежнев сошёл с ума!» Настолько, что, они тут же решили сочинить песню на эту тему. Текст песни был написан совместно Мишелем Сарду и Пьером Даланоэ, причём Деланоэ был ответственен за антикоммунистические тезисы, тогда как Сарду принадлежат более романтические строчки (как он сам говорил, в стиле «Доктора Живаго»). В итоговый текст вошёл и тот лозунг, правда, в несколько изменённом виде: «Ленин, поднимайся, они сошли с ума!». Песня получилось, конечно, антикоммунистической, но в гораздо большей степени в ней отражены извращённые идеи коммунизма, нежели критика коммунизма как такового («Владимир Ильич, если ты пророк, приходи, выступи перед нами в самом центре Москвы, и распространи новость по всей планете: друзья рода человеческого, они сошли с ума»). Помимо «Владимира Ильича», “Afrique adieu” и “La maladie d’amour”, которые были заново записаны для нового сборника, на концерте были исполнены и оставшиеся две песни в новых версиях: “Le France”, посвящённая судьбе одноимённого трансатлантического лайнера, и “Je viens du sud”, причём последняя вместе с “Les Stentors”. Среди прочих песен мне хотелось бы также отметить “La java de Broadway”, которая впервые за последние годы была исполнена в изначальном темпе (в тех концертах последних лет, когда Сарду включал её в программу, она шла в довольно быстром темпе, который, на мой взгляд, совершенно не к месту). Впервые с 2001 года была исполнена весьма актуальная для середины декабря песня “L’an mil”. Она была написана в 1983 году и в ней проводились многочисленные параллели между нашими днями и событиями тысячелетней давности, в том числе ожидание Апокалипсиса: «Христианские народы будут скоро распяты, Апокалипсис наступит до начала зимы, приближается Судный день». Правда, в самом начале Мишель Сарду немного сбился, но тут же поправился и продолжил песню, не останавливаясь. В отличие от “Le surveillant général”, где он напрочь перепутал слова в первом куплете, в связи с чем песню пришлось остановить и исполнить заново, уже без ошибок. Кстати, исполнение (даже с учётом забытого текста) было очень даже на уровне, более того, мне очень понравилась «тяжёлая» аранжировка этой песни, сходная с таковой на концертах 1983 года, которая вполне соответствует содержанию песни (буквальный перевод названия – «главный надзиратель», в ней речь идёт о насилии в средних учебных заведениях – аналогах наших школ-интернатов). А вот в песне «Voler», которая была исполнена, как и два года назад, в дуэте с Дельфин Эльбе (одной из хористок Мишеля), эта «тяжесть» в аранжировке была, на мой взгляд, лишней, потому как в студийной версии отсутствие лишних басов и ударных тесно переплеталось с общей романтическо-ностальгической идеей всего текста: «Лететь над облаками, избегая бурь, видеть под собой людей и их дома, их деревни, приблизиться к небу, куда мы никогда не сможем попасть». Тогда как на концерте в Берси у меня возникло впечатление, что Мишель Сарду собрался лететь с Дельфин Эльбе на тяжёлом бомбардировщике. Порадовало включение в программу песни 2004 года «La rivière de notre enfance». Конечно, она была исполнена не с Гару – его партию исполняли хористки Мишеля, но и этот вариант получился очень неплохим. «Les ricains», которая также прозвучала в Берси, была исполнена в несколько необычной танцевальной аранжировке, которая сама по себе была очень неплохая, но вот с текстом сочеталась весьма слабо. Более того, Мишель Сарду решил её спеть с первоначальным текстом («Если бы здесь не было американцев, вы бы все были в Германии и говорили, не знаю, что и кланялись, не знаю кому») – в концертных исполнениях последних лет «вы» было заменено на «мы». Кстати, именно эта песня стала первой, которая принесла Сарду плохую репутацию: тогда, в 1967 году генерал де Голль выступил с резкой критикой США по поводу войны во Вьетнаме и даже вывел Францию из НАТО, и ещё совсем молодой Сарду решил напомнить о роли американцев в освобождении Франции во время Второй мировой войны. В результате песня была запрещена на французских радиостанциях. Во время исполнения “En chantant” зал дружно подпевал и даже изобразил нечто вроде удивления, как и почти 35 лет назад в ответ на строчки «я был так доволен собой, что занимался с ней любовью 10 раз подряд, напевая». Во время музыкального проигрыша Мишель Сарду спустился в зал, сделав «круг почёта» по партеру, в результате чего многие его поклонники смогли дотронуться до него, а кто-то даже слегка потрепал его по голове. Я, конечно, отрывать пуговицы с его костюма не стал, но вот случая дотронуться до его руки не упустил. Это было не рукопожатие, а лишь касание пальцами рук (как, впрочем, это традиционно и происходит в подобных случаях), но Мишель посмотрел на меня и слегка улыбнулся. Что самое поразительное – я перед собой увидел не пожилого мужчину невысокого роста. Нет. Его улыбка и его глаза говорили о том, что та самая «восхищённая» девушка как будто была не десятки лет назад, а совсем недавно. За несколько дней до концерта я поискал в Интернете программу концертов, и был несколько разочарован тем, что Мишель решил включить в неё скетч “Maman” вместо “Comme d’habitude”. Этот скетч с участием мамы Мишеля, известной актрисы Джеки Сарду (Жаклин Лабе) был создан в 1982 году. По сценарию, Мишель начинает исполнять “Comme d’habitude”, когда в зале «внезапно» появляется его мама и начинает задавать всякие вопросы («Что у тебя за вид? Улыбнись!», «Ты, кажется, вырос?»), затем читает лекцию о том, как вредно носить обувь с набойками, а заодно и комментирует саму песню («Заметь, если она не просыпается, ты вправе её растолкать, женщина не должна оставаться в кровати весь день!»). В результате из собственно песни исполнялся лишь небольшой фрагмент. Мишель Сарду неоднократно включал этот скетч в концерты (правда, голос мамы был уже записан на плёнку), в том числе и после смерти Джеки в 1998 году. Однако в этот раз формат скетча был коренным образом изменён. Для начала, Мишель вкратце рассказал историю песни и даже исполнил нечто вроде небольшой пародии на Клода Франсуа. Далее, прозвучал довольно большой фрагмент песни, прежде чем раздался голос его мамы. Кроме того, была значительно сокращена разговорная часть (как и в концертах 2007 года), Мишель со своей стороны добавил новые реплики («Мама, что ты сегодня курила?»), и, что самое главное, песня в итоге прозвучала целиком, пусть и с перерывами на препирательства с мамой, а также на замечания ударникам в начале песни, которые «пугали» его внезапным вступлением в музыкальную тему (как и в первой версии 1977 года). В заключительной части прозвучали традиционные “Musulmanes”, “Etre une femme 2010”, “Salut” и “Les lacs du Connemara”. Последняя, как и во всех концертах последних лет, в ускоренном темпе. В общей сложности было исполнено 27 песен (в составе программы первых концертов турне была также песня «Il était là», которая затем была исключена), выступление Мишеля Сарду продолжалось около 2 часов 15 минут. В прошлый раз я закончил свой рассказ тем, что, может быть, однажды снова произойдёт чудо, и я окажусь в зале, где я смогу прокричать: «Браво, Мишель!» Да, чудо произошло, и я снова оказался на концерте Мишеля Сарду. Вот только забыл «Браво» прокричать. Но буду надеяться, что мне ещё посчастливится исправить эту оплошность… 1-La maladie d'amour 2- Afrique adieu 3- Chanteur de jazz 4- Vladimir Ilitch 5- Les vieux mariés 6- La java de Broadway 7- Une fille aux yeux clairs 8- Le France 9- Je vole 10- L'an mil 11- La vieille 12- Dix ans plus tôt 13- La rivière de notre enfance 14- Les ricains 15- En chantant 16- Aujourd'hui peut-être 17- Et mourir de plaisir 18- Rouge 19- Je vais t'aimer 20- Le surveillant général 21- Maman / Comme d'habitude 22- Voler (avec Delphine Elbé) 23- Je viens du sud (avec Les Stentors) 24- Musulmanes 25- Etre une femme 2010 26- Salut 27-Les lacs du Connemara P.S. Кстати, сегодня, 26 января, у Мишеля Сарду день рождения – ему исполняется 66 лет.

Helene: Потрясающий рассказ! Саша, ты так захватывающе и подробно рассказал про концерт, как будто я сама побывала на нем. Тебе нужно вести блог, посвященный французской песне. От читателей не будет отбоя! Браво и огромное спасибо!!! Это непередаваемое чувство слушать живой концерт, понимать и внимать каждому слову, особенно в песнях Мишеля! Теперь я уже жалею, что пропустила его концерт в Брюсселе в декабре Я очень боялась увидеть постаревшего Мишеля и не узнать его таким, каким я знаю его молодым по видео. Кстати, анонсированы концерты Мишеля в Олимпии с 7 по 12 июня 2013 года!



полная версия страницы